РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Добрецова Наталия Владимировна,

(ndobretsova@yahoo.com)

доцент кафедры педагогики, к.п.н.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный педагогический

университет им. А. И. Герцена»

(РГПУ им. А.И. Герцена)

Санкт-Петербург

Реализация государственной политики в сфере дополнительного образования детей способствовала признанию системы дополнительного образования детей неотъемлемой составной частью единого процесса непрерывного образования. Актуальность заявленной нами темы связана с возрастающим интересом исследователей к проблемам современного дополнительного образования детей и обусловлена введением в текущем учебном году Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС-2).

Одно из принципиальных отличий ФГОС-2 в сравнении со стандартами первого поколения состоит в том, что наряду с инвариантной и вариативной частями образовательного процесса Стандарт впервые уделяет особое внимание внеурочной деятельности школьников, определяет пространство и время для ее организации [1]. Согласно Федеральному базисному учебному плану (БУП) для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно БУП установлены направления внеурочной деятельности, являющиеся содержатель­ным ориентиром, основанием для построения соответствующих образовательных программ. В рамках перехода образовательных учреждений на ФГОС каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъем­лемой части образовательного процесса – внеуроч­ной деятельностью. Организация внеурочной деятельности на основе приоритетов устойчивого развития должна стать базисом системной работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, направленной на поддержку успешной социализации детей, обеспечение безопасного образа жизни, формирование и обогащение социального опыта воспитанников.

Индивидуальная траектория развития учащихся, свобода выбора, вариативность программ, их практическая направленность являются принципиальными ориентирами дополнительного образования детей, а, следовательно, опыт, накопленной системой дополнительного образования детей, призван обогатить систему общего образования. Тем самым в процессе реализации новых стандартов система дополнительного образования детей со всей полнотой позволяет реализовать свой воспитательный и культурный потенциал, внося тем самым вклад в общее образование обучающихся.

В Методических материалах об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (№ 03-296 от 12 мая 2011г.), подготовленных Департаментом общего образования Министерства образования и науки РФ, предлагаются следующие модели организации внеурочной деятельности в школе [2].

Базовая модель организации внеурочной деятельности предусматривает осуществление внеурочной деятельности через:

  • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
  • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Модель «школы полного дня». Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Модель дополнительного образования. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Она ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Оптимизационная модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

  • возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;
  • специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
  • материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности;
  • открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;
  • изучение и формирование социального заказа на образование,;
  • методическую поддержку процессов интеграции общего и дополнительного образования,
  • уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
  • образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;
  • возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
  • возможности работы в социуме, социального творчества детей;
  • организацию каникулярного времени детей;
  • возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.

Следовательно, роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС-2 является настолько значительной, что деятельность педагогических коллективов УДОД становится важным фактором успешности внедрения новых образовательных стандартов.

 

Библиографический список

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2008. — 25 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 Мая 2011 г. N 03-296.